Боевые искусства

История боевых искусств также стара, как и история человечества. Во всех странах мира существуют ситсемы подготовки воинов, сложившиеся много веков (а иногда и тысячелетий) назад. Многие из этих боевых искусств получили широкое признание и распространение в мире.

  Одними из наиболее популярных боевых искусств являются японские боевые искусства карате, джиу-джитсу, кобудо и традиционное дзюдо.

     КАРАТЭ, каратэ-до, вид японского боевого искусства, система защиты и нападения без оружия. В отличие от других единоборств Японии (сумо, джиу-джитсу, дзюдо, айкидо), которые предполагают борьбу, проведение разного рода бросков, удерживающих захватов и удушающих приемов, в каратэ степень непосредственного контакта между участниками схватки минимальна, а для сокрушения противника используются точно нацеленные мощные удары руками или ногами, наносимые в жизненно важные точки его тела. . 
На начальном этапе каратэ представляло собой систему рукопашного боя, предназначавшуюся исключительно для самообороны. Сегодня каратэ приобрело куда большую известность благодаря показательным выступлениям, демонстрирующим силу удара каратиста. Так, опытные мастера каратэ могут расколоть кулаком глыбу льда, ударом ноги разнести в щепки брус из сосновой древесины толщиной 15 см, разбить локтем или головой стопки кровельной черепицы. 
     Историческая справка. Каратэ – в оригинальном переводе «китайская рука» – как система сложилась на острове Окинава (архипелаг Рюкю) в 14–18 вв. на основе техники китайского бокса цюань-фа («учение кулака») – одного из китайских боевых искусств. На Окинаве дважды за период 14–17 вв. вводился государственный запрет на ношение и хранение оружия. Нарушение запрета сурово каралось. Подобное положение вынудило население острова искать средства самозащиты без оружия, а знакомство с цюань-фа позволило разработать собственную систему боя, дающую возможность безоружному человеку на равных противостоять вооруженному противнику. 
Впоследствии иероглиф «кара» – «китайский» был изменен на сходно звучащий, но имеющий другой смысл иероглиф «кара» – «пустой». Гитин Фунакоси (1868–1957), известный мастер и популяризатор каратэ, так объяснил смысл этой замены: «Как полированная поверхность зеркала отражает все, что находится перед ним, а тихая долина разносит малейший звук, так и изучающий каратэ должен освободить себя от эгоизма и злобы, стремясь адекватно реагировать на все, с чем он может столкнуться. В этом смысл иероглифа „пустой»». Позже появилось и понятие «до» – «дорога», в философском понимании путь, направление, жизненная позиция бойца, суть которой заключается в постоянном совершенствовании тела и духа. 
     В начале 20 в. искусство каратэ вышло за пределы клановых семейных школ Окинавы и быстро завоевало всю Японию, чему во многом способствовала бурная деятельность Фунакоси, который читал лекции в университетах, организовывал группы по изучению каратэ, сам демонстрировал его приемы. В 1936 Фунакоси открыл школу, получившую название Сётокан («дом сосен и волн»), где начал преподавать стиль, названный именем школы. Со временем стиль Сётокан стал классическим стилем каратэ. Для него характерны низкие стойки, короткие и резкие удары, но скорее быстрые и точные, чем сильные. Движение бедер является ключом к правильному выполнению всех приемов. Оборонительное движение одновременно является и контрударом. 
    Параллельно с развитием стиля Сётокан формировались другие стили каратэ, основными из которых стали Сито-рю, Годзю-рю и Вадо-рю. Стиль Сито-рю был создан в середине 1930-х годов мастером Кенва Мабуни (1893–1957). В данном стиле большое внимания уделяется тщательности выполнения приемов. Важную роль играют также скорость и опережение противника, как в атаке, так и в обороне. Стиль Годзю-рю («сила и мягкость») был основан мастером Тёдзюном Мияги (1888–1953). Будучи человеком физически очень сильным, Мияги в своем стиле сделал основной упор на мощность и жесткость. Характерные черты стиля – высокие стойки, медленные, «тяжелые» движения, мощные проломные удары. Хироноро Оцука (1892–1982) создал стиль Вадо-рю («путь мира»). В отличие от предыдущих, этот стиль является чисто японским. Влияние китайской и окинавской техник в нем практически незаметно, а ряд приемов заимствован из джиу-джитсу. Ставка здесь делается на ловкость. В стиле используются обманные движения и уходы вместо прямолинейности и жесткости. 
     После военного поражения Японии в 1945 американские оккупационные власти запретили все японские боевые искусства за исключением каратэ, которое считалось всего лишь разновидностью китайской гимнастики. В 1948 была создана Японская ассоциация каратэ (JKA) во главе с Фунакоси, объединившая ведущих специалистов этого вида единоборств. С этого времени каратэ стало развиваться и как система самозащиты, и как вид спорта. Со временем каратэ становилось все более популярным во всем мире. 
     В настоящее время существует огромное количество организаций и федераций каратэ, объединяющих различные направления и стили. Крупнейшими международными организациями являются: JKA/WF (Японская ассоциация каратэ/Всемирная федерация), WKC (Всемирная конфедерация карате), WUKO (Всемирный союз организаций каратэ), WKF (Всемирная федерация каратэ) и многие другие. 
Следует отметить, что наличие многих стилей и отсутствие единых правил соревнований мешает каратэ стать олимпийским видом спорта. 
    Подготовка каратистов. Тремя основными составляющими в подготовке каратистов являются кихон, ката и кумитэ. 
Кихон – отработка базовых приемов каратэ методом многократных повторений.
Ката – комплексы сложно координированных движений, имитирующих приемы каратэ. Движения в ката выполняются одно за другим в строго определенной последовательности. Каждый стиль карате имеет свои наборы ката. Кроме того, ката с одинаковыми названиями в разных стилях могут значительно различаться. Ката часто называют боем с тенью. 
Кумитэ – работа с партнером, спарринг. Во время кумитэ отрабатываются навыки ведения реального поединка. 
Важное значение в тренировочном процессе каратиста занимают гимнастические упражнения, направленные на развитие мышц и сухожилий. Для увеличения пробивной способности удара используют подвесные мешки с песком и «макивару» (небольшой, плотно сплетенный сноп соломы, прикрепленный к упругой доске), а для тренировок и укрепления выпрямленных пальцев рук применяются ящики с сухими бобами, мелкой галькой или песком. 
Помещение для занятий каратэ – «додзе» (дословно: место, где следуют пути) – имеет простой, не покрытый ковром деревянный пол. Учащиеся тренируются без обуви. Традиционный костюм каратиста («каратэ-ги») представляет собой просторные, изготовленные обычно из белого полотна куртку и штаны, а также длинный пояс из хлопчатобумажной ткани. Цвет пояса определяет уровень подготовки каратиста. Новички носят белые пояса. Цветные пояса являются последовательными шагами («кю») к черному поясу – отличительному признаку по-настоящему искусного бойца. В свою очередь черные пояса также подразделяются на различные степени («даны») в зависимости от уровня мастерства каратиста. Большинство школ каратэ ограничивается в обучении своих учеников уровнем черного пояса восьмого дана. 
     Соревнования. Соревнования по каратэ проходят в двух независимых зачетах: по ката и по кумитэ. 
В соревнованиях по ката спортсмен выполняет тот или иной ката, а судьи выносят оценки за качество исполнения. Соревнования по кумитэ – это спортивные поединки, которые проводятся согласно определенным правилам. Правила соревнований определяет та организация, в рамках которой проходит данный турнир. Мужчины и женщины соревнуются раздельно как в ката, так и в кумитэ. 
Каратэ в России. До 1978 каратэ в СССР существовало в виде самодеятельных секций и клубов, чаще всего основанных людьми, побывавшими за рубежом и обучавшихся там этому виду единоборств. Занятия каратэ в СССР стали к этому времени очень популярными. Чтобы взять под контроль сложившуюся ситуацию, 13 ноября 1978 Спорткомитет СССР создал комиссию по развитию каратэ. В декабре 1978 была создана Федерация каратэ СССР. В 1981 Совет Министров СССР принял постановление «О мерах по упорядочению работы секций каратэ». В том же году Президиум Верховного Совета РСФСР издал указ № 6-19 «Об административной ответственности за нарушение правил обучения каратэ» и указ № 6-24 «О внесении дополнений в Уголовный кодекс РСФСР». Уголовный кодекс был дополнен статьей 219/1 об ответственности за «незаконное обучение каратэ». 17 мая 1984 Спорткомитет издал приказ № 404 «О запрещении обучения каратэ в спортивных обществах». Таким образом, в период с 1984 по 1989 каратэ в СССР находилось под официальным запретом, однако продолжали действовать подпольные секции и клубы. 18 декабря 1989 Госкомспорт СССР принял постановление № 9/3 «О развитии восточных единоборств в СССР». Согласно этому постановлению, приказ № 404 от 17 мая 1984 был признан утратившим силу. В настоящее время каратэ в России представлено широким спектром стилей и федераций, которые активно сотрудничают с международными организациями каратэ.

      Статья любезно предоставлена сайтом: www.krugosvet.ru

      Джиу-джитсу является одной из наиболее популярных современных систем восточных единоборств.

Этот вид боевого искусства имеет глубокие исторические корни, впитал в себя наиболее рациональные элементы национальных видов боевых искусств народов Востока (Японии, Китая, Кореи, Монголии и т.д.). 

    Пожалуй, наибольшее влияние на формирование японских видов единоборств оказали китайские боевые искусства, развитие которых непосредственно связано с развитием древней военной науки и вооружения. В Китае наиболее распространенными были системы единоборств, делающие акцент на ударной технике, одним из самых популярных считался так называемый шаолиньский стиль (известный в Японии в настоящее время как Сёрин-дзи-кемпо). В Японии также существовали аналогичные системы единоборств под общим названием кумиути.

      Постепенно развитие тяжелого вооружения (доспехов, панцирей и т. п.) в XI-XV в. в., против которого ударная техника оказывалась неэффективной, заставило совершенствоваться существующие системы борьбы. В технический арсенал школ стало входить все больше бросковых приемов, болевых и удушающих захватов, кроме того, при защите особое внимание стали уделять отсутствию жесткого контакта с противником — стал развиваться «мягкий» принцип защиты (принцип дзю), позволяющий избежать ударов тяжелого меча или копья.

      «Сначала поддаться, а потом победить», — этот сформулированный Акаямой принцип лег в основу всех японских систем боевого искусства, объединившихся в конце XV века под общим термином джиу-джитсу

      Согласно древней легенде, японский врач Акаяма Сиробси, живший в XIII веке недалеко от Нагасаки, долгое время изучавший в Китае способы врачевания и познакомившийся там же с китайским боевым искусством кемпо, обучил, вернувшись в Японию, несколько своих учеников приемам защиты и атаки на жизненные точки. Но еще долго Акаяма не мог ответить на вопрос — каким образом противостоять грубой силе, как, подвергаясь нападению, сохранить инициативу в бою. Легенда утверждает, что, размышляя над этим, Акаяма вышел в сад. Ветви деревьев гнулись под снегом. Вот раздался хруст, и сломалась, не выдержав тяжести, ветка ели, но рядом ветка ивы наклонилась до земли, сбросила снег и снова выпрямилась. «Сначала поддаться, а потом победить», — этот сформулированный Акаямой принцип лег в основу всех японских систем боевого искусства, объединившихся в конце XV века под общим термином джиу-джитсу («дзюцу» — в буквальном переводе «сноровка», «искусство»). Ученики знаменитого медика основали школу джиу-джитсу под названием иосип-рю, что в переводе означает «школа сердца ивы».

     Техника джиу-джитсу бурно развивалась в феодальной Японии XVI-XVII веков. В 1532 году Такэноути Хисамори систематизировал всю имеющуюся в Японии технику школ джиу-джитсу и боевых приемов сумо и развил свой стиль — Такэноути (в Японии принято было в то время называть школы по имени инструктора или местности, где она располагалась). Школа Такэноути впитала в себя все лучшие достижения единоборств и, кроме того, впервые в Японии была разработана достаточно стройная методика обучения джиу-джитсу.

     В 1558 году китаец Чан Юань Бинь обучил японских инструкторов джиу-джитсу Фукуно Масакатсу, Миура Иоситатсу и Исокаи Дзиродзаимон приемам кемпо (искусство кулачного боя) стиля Цуапь-шу (по японски — какутеи-дзюцу), известного также под названием кайко.

     Фукуно впоследствии развил этот стиль, обогатив его приемами национального японского джиу-джитсу в своей школе Шинто-рю Вадзюцу, а его ученик Абараги Матаэмон основал школу Кито-рю (по некоторым источникам, школа Кито-рю была основана только в 1670 году инструктором Тэрада Капэмои).

     В 1650 году Сэкигути Ясугокоро из Кисю создал школу Явара и начал обучать своих учеников специальным приемам страховки и самостраховки, он же ввел в джиу-джитсу новую форму тренировки — вольные схватки (рэндори).

    Джиу-джитсу изучалось в специальных учебных заведениях для самураев. Большое значение придавалось развитию интеллекта учащихся. Занятия по совершенствованию техники в школах джиу-джитсу перемежались с занятиями по укреплению воли и духа. Каждая школа вырабатывала свой церемониал проведения занятий и соревнований. Большое влияние на формирование методики воспитания в японских школах оказывали идеи синтоизма, дзен-буддйзма и конфуцианства.

     Каждая из школ имела свою направленность; приемы, какправило, записывались в специальные книги «денсе», передаваемые из поколения в поколение по наследству.

    Огромный вклад в развитие современного джиу-джицу внесли мастера школ Тенсин-синье-рю и Кито-рю. Яге Тайноске, Фукуда Хатиноске, Исо Масатоми, Дзикубо Тсунитоси и Тозава Токусабуро, которые в конце XIX и начале XX века обучали молодых Дзигоро Кано — основателя дзю-до и Морихеи Уэсиба — основателя айкидо, оказав, таким образом, большое влияние на развитие новых видов единоборств.

    Нельзя не отметить огромный вклад, внесенный в современные школы джиу-джитсу мастерами айки-джитсу, искусство которых восходит к древнему периоду Японии X-XV веков. Развитие его проходило в среде самураев самого знатного происхождения кланов Ми-намото, Такэда и Айдзу. Наибольшие заслуги в сохранении этих приемов принадлежат одному из духовных наставников клана Айдзу Сайго Таноме Тикамасе (1829-1905 г. г.). В период реформации самурайства (революции Мэйдзи) Сайго Таноме сохранил многие традиции и технические приемы айки-джитсу, дошедшие благодаря ему до нашего времени и широко используемые в техническом арсенале многих современных школ джиу-джитсу. Впоследствии преемники Сайго Таноме — мастера Сокаку Такеда и его сын Такимуне Такеда — открыли на Хоккайдо школу Дайто-рю, техника которой, как считают специалисты, легла в основу современного айкидо, созданного в 1938 году японским мастером Морихеи Уэсиба.

    Свой вклад в развитие современных школ джиу-джитсу внесли и такие известные школы как ёсин-рю, хакко-рю, рёи-синто-рю и др. Несмотря на то, что отношения между школами разных стилей часто складывались напряженными, судьбы многих мастеров тесно переплетались друг с другом. Характерной является история талантливого мастера Сайго Сиро, который в составе команды школы Кодокан-дзюдо одержал победу над мастерами рёи-синто-рю в решающей встрече, организованной департаментом полиции, и который был прототипом главного героя в известном фильме Акиры Куросавы «Гений дзюдо». Совсем маленьким мальчиком его, сироту из одного бедного самурайского рода, взял на воспитание Сайго Таноме Тикамасе — тот самый последний наследник и хранитель секретов айки-джитсу, о котором упоминалось выше. Сайго Таноме дал маленькому Сиро свое имя и воспитывал его как своего сына.

    По его же настоянию мальчик был отдан на обучение в школу тенсин-синьё-рю к знаменитому мастеру джиу-джитсу Исо Масатоме, где тесно подружился с одним из лучших учеников мастера — Кано Дзигоро. После смерти мастера Исо Кано Дзигоро переходит к изучению техники школы кито-рю, а юный Сайго Сиро продолжает свои занятия в школе тенсин-синьё-рю и одновременно проходит обучение у своего отца Сайго Таноме, который видит в нем своего преемника. Однако, дружба со своим старшим товарищем Кано Дзигоро, его идеи по возрождению боевых искусств и созданию нового стиля дзюдо увлекают его настолько, что, когда Кано Дзигоро создает свою школу Кодокан, Сиро, не задумываясь, переходит к нему тренироваться и под его руководством достигает поистине поразительных результатов.

     Вскоре возник конфликт между дзюдо и айки-джитсу, больше связанный с политическими взглядами наставников школ, чем с их подходом к джиу-джитсу. Кано Дзигоро понимал необходимость реформ в Японии, был активным сторонником революции Мейдзи, в то время как Сайго Таноме отстаивал привилегии самурайских кланов. Кроме того, время было трудное, и средства для жизни приходилось добывать с большими усилиями. Борьба между школами становится все более острой, и, не желая отдавать предпочтение кому-либо из своих наставников, Сайго Сиро покидает Токио и посвящает себя искусству кюдо (стрельба из лука).

    Сегодня искусство джиу-джитсу получает как бы второе рождение, и, несмотря на то, что для достижения ощутимых результатов требуется продолжительная и настойчивая работа, все больше и больше любителей боевых искусств увлекаются этим древним видом японской борьбы. Кроме того, учитывая, что джиу-джитсу — это система приемов, предназначенных для защиты как от безоружного противника, так и от вооруженного, этот вид боевого искусства находит широкое применение при подготовке спецподразделений МВД, полиции, служб безопасности, армии и флота.

    От простого к сложному, от изучения простейших принципов джиу-джитсу к пониманию его духа и основ мироздания — вот путь, по которому должен идти каждый, кто увлекается этим видом боевого искусства.

«Дзю еку го-о сей суру» (мягкость победит силу и зло) — эта древняя японская формула школ джиу-джитсу как нельзя лучше выражает его теоретическую платформу. С научной точки зрения, джиу-джитсу можно рассматривать как средство воспитания отношений человека к окружающему миру и людям. Джиу-джитсу позволяет в процессе тренировок и постижения искусства нападать и обороняться, использовать наиболее эффективные способы закалять свое тело и воспитывать волю. Джиу-джитсу представляет собой стройную систему побеждать, не затрачивая больших физических усилий. Являясь самой универсальной системой боевого искусства, джиу-джитсу объединяет в себе все наиболее эффективные приемы как при борьбе на средней и дальней дистанциях, так и при борьбе на ближней дистанции и борьбе лежа. Выполнение приемов джиу-джитсу основано на глубоком понимании законов окружающего нас мира, физиологии и психологии людей. Некоторые псевдомастера пытаются пробелы в своих знаниях заполнить мистическими теориями и сказками из жизни великих мастеров, что зачастую приводит к искаженному пониманию основополагающих принципов джиу-джитсу. Поэтому хочется предостеречь начинающих свой путь в боевом искусстве от его поверхностного изучения и настроить их на вдумчивое и глубокое изучение техники, традиций и теоретических основ джиу-джитсу.

    Термин «кобудо » в переводе с японского языка означает – «старинный воинский путь». Первоначальное название – «кобудзюцу» – «старинные воинские искусства (умения)». Под этим термином сегодня представлены искусства владения различными видами восточных видов холодного оружия
     В настоящее время существует разделение  кобудо  на два автономных самостоятельных направления:

  • Нихон-кобудо – направление, объединяющее системы распространенные на основных островах Японии и использующие в своем арсенале холодное оружие самурайского происхождения и оружие из арсенала ниндзюцу.
  • Кобудо  (другие названия Рюкю-кобудо и Окинава-кобудо) – направление, объединяющее системы ведущие происхождение с островов архипелага Рюкю (современная префектура Окинава, Япония) использующие в арсенале орудия (предметы) крестьянского и рыбацкого обихода жителей указанных островов.

    Всероссийская Федерация  Кобудо  ориентирована на распространение  кобудо , в основном, окинавского происхождения.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ  КОБУДО

    С некоторой натяжкой можно сказать, что первый человек, начавший использовать наряду с первобытным оружием и различные подручные предметы для противодействия себе подобным, был основателем  кобудо . Но, если говорить о  кобудо  в современном смысле слова, то вышеуказанное утверждение будет верным только отчасти. Понятно одно, что самые первые сведения о происхождении  кобудо  теряются в глубине веков.
    Сегодня существуют две версии появления и развития  кобудо  на Окинаве: легендарная и современная, более реалистичная, основанная на последних исторических сведениях.
   Следует иметь ввиду, что история  кобудо  (кобудзюцу) неразрывно связана с историей каратэ-до, так как разделение окинавских систем рукопашного боя на безоружные и использующие оружие, произошло сравнительно недавно – на рубеже 19-20 в.в.
    К слову сказать, и сейчас ряд школ каратэ на Окинаве имеет в своих аттестационных программах требования по знанию не только каратэ, но и  кобудо  одновременно. Но, мы отвлеклись.
   Итак, история каратэ и  кобудо  гласит, что эти виды рукопашного боя начали развиваться на островах Рюкю с незапамятных времен и первоначально были объединены в рамках некоей системы «Тэ» или «Окинава-тэ», что означало соответственно «Рука» и «Рука Окинавы».
   Указанная система на протяжении своего существования неоднократно дополнялась и расширялась. Так, в XII в. (эпоха Тайра-Минамото) потерпевший поражение клан Тайра откатился из Японии на юг и, частично, осел на Рюкю. Он принес на острова большой багаж военных знаний, в том числе и в области боевых искусств.
   В 1350 году, с установлением официальных отношений с Китаем, на Окинаву прибыло посольство с целью распространения на острове китайской культуры. В число передаваемых знаний вошли и боевые искусства, отлично разработанные к тому времени в Китае. Китайские боевые искусства смешались с более ранними окинавскими разработками, дав новый толчок для развития боевых систем на острове.
   К началу 15 века остров Окинава, которым правили многочисленные феодальные князья, был разделен на три крупных государства: Хокудзан (на севере), Тюдзан (в центре) и Нандзан (на юге), — известные как «Три Королевства». В 1429 году они были объединены под властью одного правителя — Сё Хаси, со столицей в городе Сюри. Его потомок Сё Син (1477-1526) окончательно ликвидировал феодальную раздробленность, основал государство, базировавшееся на принципах конфуцианства, и собрал всех феодальных князей Окинавы (андзи) в Сюри. Одновременно был наложен запрет на ношение мечей и владение оружием. Это государство, известное как Королевство Рюкю жило и процветало благодаря торговле с Китаем, Кореей, Японией и другими государствами Юго-Восточной Азии.
   В 1609 году на Окинаву вторглись самураи японского клана Сацума с острова Южный Кюсю и захватили ее. Новые правители ужесточили действие «Указов об оружии» введенных Сё Сином, а в 1699 году запретили ввоз любого оружия.
   Далее, легендарная версия гласит, что в это время гнет достиг такого уровня, что на целую деревню выдавался один нож для хозяйственных нужд. Вот тогда-то искусство каратэ (безоружного боя) и  кобудо  (боя с применением предметов обихода, не являвшихся на тот момент оружием) достиг своего пика.
   В целях борьбы с оккупантами из клана Сацума крестьяне и рыбаки стали создавать тайные сообщества, целью которых было изгнание японцев с острова. Для этой благородной цели члены сообществ изучали каратэ и  кобудо , упражняясь днем и ночью. И через некоторое время в боях с вооруженными самураями островитяне убедительно и не раз доказывали высочайшую эффективность каратэ и  кобудо .
  Более современная историческая версия излагает, что в 1724 году по различным причинам в Сюри сконцентрировалось большое количество представителей дворянского сословия Рюкю (сидзоку). Чтобы освободить от них столицу, было принято решение разрешить сидзоку заниматься торговлей, ремеслами, рыболовством и сельским хозяйством на отдаленных островах и вдали от городов Окинавы. В новые поселения дворяне привносили свою культуру, в том числе и знания в области  кобудо . Однако, местное население, особенно крестьяне, загруженные работой почти круглосуточно, пребывали в состоянии, близком к рабскому. Поэтому развитие  кобудо  происходило крайне медленно и, в основном, в среде выходцев из дворянства.
   После реставрации Мэйдзи (1848) острова были аннексированы новым правительством Японии. В 1879 году последний король Рюкю Сё Тай был сослан в Токио. Правительство Японии создало новую префектуру – Окинава. Начался процесс японизации коренного населения и искоренения традиций и обычаев, считавшихся чуждыми исконно японским, который закончился только по окончанию II Мировой войны.
   В период конца 19 – начала 20 веков  кобудо  Окинавы было практически забыто, им владел очень небольшой круг мастеров, зачастую обладавших разрозненными знаниями по отдельным видам оружия.
   В современном мире распространено небольшое количество традиционных школ окинавского  кобудо . Основными из них являются различные версии Рюкю-кобудо мастера Тайра Синкэн (1897-1970), Матаёси-кобудо мастеров Матаёси Синко (1888-1947) и его сына Матаёси Синпо (1923-1997) и Ямани-рю  кобудо  мастера Тинэн Массами (1898-1976).

    Существует большое количество различных видов оружия (в основном китайского происхождения) и предметов, изначально оружием не являющихся, которые представляют собой орудия труда измененные для боевого использования или без каких-либо изменений. Ниже перечислены основные виды оружия  кобудо :

ОРУЖИЕ КОБУДО

  • бо (другие названия: рокусякубо, кон, кун) – наиболее распространенное оружие, деревянный шест (бо) длиной шесть (року) сяку. Японская мера длины сяку составляла около 30,3 см. Т.е. длина шеста составляла около 182 см. Окинавские названия шеста «кон» или «кун»;
  • сай – металлический трезубец, прообразом которого служила ваджра – один из символов буддизма. Другая версия относит происхождение сай к вилам для рыхления почвы. Парное оружие. К родственным видам сай относятся: мандзи-но сай (сай в форме свастики) и нунти (навершие остроги, похожее по форме на мандзи-но сай);
  • тонфа (тунфа, туйфа, туйха, тунфуа, тонфуа, тойфуа, тонкуа, тункуа, таофуа) – палка длиной около 40 см. с поперечной рукоятью, первоначально рычаг для вращения жернова ручной мельницы. Парное оружие.
  • нунчаку – две палки длиной около 30 см, соединенные веревкой длиной около 10 см. прообразом нунчаку послужили, по различным версиям, конские удила или цеп для обмолота риса;
  • дзё (цуэ, сутику, сансякудзё, ёнсякудзё, ханбо) – палка (посох) длиной 90-120 см. 
  • кама – серп, сельскохозяйственное орудие для сбора риса. Применяется в одиночном и парном вариантах. При использовании в парном варианте – нитёгама (два серпа);
  • эку (уэку, иэку, кай) – весло;
  • сурутин – веревка или цепь с укрепленными по обоим концам металлическими или каменными грузилами. Приспособление для причаливания и крепления лодок к пристани. Существует два вида: нага-сурутин (длиной 3 м.) и тан-сурутин (1,5 м.);
  • куэ (кува) – мотыга, кетмень;
  • нунтибо – острога, шест длиной около 210 см. с нунти на одном конце;
  • тэкко – металлический шипастый кастет, прообразом могло служить седельное стремя. Парное оружие;
  • сансэцу-кон – деревянный трехзвенный цеп со звеньями длиной около 65 см. соединенными веревками или цепью длиной около 5-7 см.
  • тинбэ-ротин или тинбэ-сэйрюто – непарное оружие, изначально представляющее из себя крышку от большой кастрюли (то-хай) в сочетании с лопаткой для перемешивания риса — хэра. То-хай использовали как щит, хэра – как дубинку. Однако, приемы с то-хай и хэра не были своевременно канонизированы и поэтому впоследствии были утрачены. В настоящее время то-хай трансформировался в щит: металлический круглый (диаметром ок. 60 см.) или костяной, приблизительно овальной формы изготовленный из панциря большой морской черепахи. Вместо хэра используют ротин или сэйрюто. Ротин представляет из себя короткий дротик с копейным навершием и, часто, раздвоенным хвостовиком. Сэйрюто – секач (мачете) для разделки крупной рыбы;-
  • танбо (тамбо, нитётанбо) – две толстые неровные палки длиной по 60-70 см. Парное оружие;
  • тэттю (титтю) – спицы, короткие металлические пруты, заостренные с двух сторон с кольцами в средней части или без таковых, с поперечными выступами или без них. Парное оружие кастетного типа;
  • другие виды;
  • в Всерорссийской Федерации  Кобудо  в перечень оружия, кроме перечисленных видов входит боккэн, деревянный макет самурайского меча.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В настоящее время  кобудо  переживает своеобразный период ренессанса. Большое количество школ каратэ и других боевых искусств без оружия, из разного рода соображений (часто коммерческих), вводит в свой арсенал работу с оружием, заимствуя информацию из всех доступных источников. В ряде случаев оружейная традиция перенимается целиком от одной из известных направлений кобудо, но чаще школы каратэ вырабатывают свой оружейный арсенал, компилируя его по своему усмотрению.

Эксперт Федерации Кобудо Санкт-Петербурга и инструктор Всероссийской Федерации  Кобудо,

МБИ РСБИ Владимир Балякин, 3 дан Кобудо 

    Дзюдо является одним из наиболее популярных видов восточных единоборств и олимпийским видом спорта. История дзюдо неразрывно связана с именем его создателя Дзигоро Кано.

     Дзигоро Кано вырос в обедневшей самурайской семье, однако, его отец довольно успешно занимался торговлей и составил приличное состояние. С детства Кано не отличался завидным здоровьем и силой, что натолкнуло его на решение поступить в школу джиу-джитсу к одному из знатоков древнего искусства Яге Тайноске. После учебы у Яге Тайноске в 17 лет Кано был рекомендован в главную школу Тен-син-синье-рю к наставникам Фукуда Хатиноске и Исо Масатоми. Основной направленностью этой школы были болевые приемы, удары по болевым точкам, удушения и т.д. Основным методом тренировки был принят рэндори. Более двух лет Кано посвятил занятиям в этой школе и после смерти своих наставников, как лучший ученик, унаследовал все «денсе» мастера Исо Мисатеми с описанием приемов школы.

    В 1881 году Кано приступил к занятиям в школе совершенно другого направления — Кито-рю, где основное внимание уделялось бросковой технике, ученики изучали сложнейшие ката. Около двух лет занимаясь в этой школе, Кано стал лучшим учеником, и старший наставник школы Дзикубо Тсунитоси вручил ему диплом мастера школы Кито-рю.

     В 1882 году Кано открывает в помещении синтоистского храма свою школу Кодокан («Дом постижения пути»). Зал борьбы (додзе) в храме Эйсходзи представлял собой помещение размером 4х5 метров (12 татами). Еще в течение 5 лет со своими учениками (в первый год у Кано было 9 учеников) Кано уточняет и дополняет свою систему, которую он называет дзюдо (мягкий путь). Он много ездит по стране, совершенствуя и обобщая опыт, накопленный различными школами. С начала своего основания Кодокан существовал на средства Кано, и он со своими учениками жил в помещениях своей школы.

    После назначения Кано директором института английской литературы и политэкономии, Кодокан переносится в один из залов этого института, финансирование школы осуществляется уже на средства учащихся. Дзюдо стало быстро завоевывать популярность в Японии.

    Кано активно занимается тренерской и просветительской работой, в 1889 году он посещает Европу. С 1903 года ученики школы начинают проводить занятия в Америке, Европе, Китае. Один из учеников Кано В. С. Ощепков организует в 1913 году школу дзюдо в России (г. Владивосток).

   Огромен вклад Кано в развитие не только боевого искусства джиу-джитсу, но и физического воспитания, олимпийского движения и спорта. Как член Олимпийского комитета (с 1909 г.), Кано внес неоценимый вклад в развитие физкультурно-спортивного движения. После смерти Кано (в 1938 г.) президентом Кодокана стал его ближайший сподвижник Дзиро Нанго. После войны в 1946 году управление Кодоканом переходит к сыну Кано — Кано Рисей. Война оставила в Японии много разрушений, многие залы были непригодны для занятий. Кроме того, американские оккупационные власти в 1945 году запретили занятия дзюдо и джиу-джитсу во всех официальных учреждениях, и только в конце 1948 года этот запрет был снят.

    Дзюдо завоевало мировую известность не только как боевое искусство, но и как популярный вид спорта 

Дзюдо завоевало мировую известность не только как боевое искусство, но и как популярный вид спорта (опасные для жизни и травматические приемы были запрещены правилами). В 1956 году был проведен первый чемпионат мира, а в 1964 году дзюдо было включено в программу Олимпийских игр. В настоящее время в состав всемирной федерации дзюдо входит более 120 стран всех континентов. 

    Новое семиэтажное здание Кодокана обладает самым большим в мире залом — 1100 кв. м. В настоящее время Кодокан возглавляет внук Д. Кано — Капо Юкимитсу (10 дан). За последние годы Кодокан окончили (получили черный пояс) более 6 тысяч человек.При университете «Токай» в Токио создан студенческий центр дзюдо, который пользуется не меньшей популярностью, чем Кодокан.

В Японии дзюдо является самым популярным из всех видов боевого искусства, им занимается более 4 миллионов человек.